О поминании

 

«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу».
  Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме
.

        Младенец, покидая чрево матери, трепещет перед неизвестностью грядущей жизни. Так же страдает и трепещет душа в момент смерти, покидая тело, возвращаясь в своё Отечество Небесное.

        Переход, преставление из этого мира в мир иной — рождение в новую жизнь –где уже не будет ни болезни, ни печали ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Каждый из нас уже переживал подобное -в момент рождения. В течение первых трёх дней душа пребывает на земле. После сего ангелы показывают загробные обители: места блаженства праведных и страдания тех, кто не готовил себя к вечной жизни. На девятый день душа приходит на поклонение Богу. Затем, до сорокового дня, душа проходит воздушные мытарства, и испытуется в тех грехах, которые творила в своей жизни. Души, хранимые святыми ангелами, преодолевают все препятствия и приносятся на поклонение престолу Божию. На сороковой день совершается суд, на котором каждый предстанет пред Отцем Небесным, и даст отчёт о том, как провёл время на земле.

        Тело есть храм души. Тело предается земле и становится землёю, из которой и было взято при сотворении человека Богом. Как семя, оно будет покоиться в ожидании соединения с душою в день Страшного Суда. Неподвластны тлению лишь мощи святых. Мощи Николая Чудотворца, например, источают благовонное миро, исцеляют тяжёлые болезни. Чудное благоухание исходило от тела Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, которую в 1918 году большевики сбросили в шурф шахты. Когда гроб с останками мученицы везли в Иерусалим, то рассказывали, что на протяжении всего пути, в течение двух недель её тело оставалось нетленным. И от него исходило дивное благоухание.

        ПОМИНОВЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДОЛЖНО СОСТОЯТЬ В МОЛИТВЕ И РАЗДАЧЕ ПОДАЯНИЯ. 

        У милостыни великая сила. «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная», — говорил Иоанн Златоуст.

        Молитва за усопших –лучшее проявление любви и памяти о близких. Молитва творит чудеса, молитва, моление, ходатайство пред Богом–единственная отрада для наших умерших родственников.

        Верующему всё возможно! Было, есть и будет немало людей, которые уже во время земной жизни победили смерть. Мы зовём их угодниками Божиими, или святыми. Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Блаженная, Иоанн Кронштадтский, Александр Невский, и многие другие исповедники, мученики, юродивые, те кто пострадал за веру в годы репрессий, к ним уже мы молитвенно взываем и просим о помощи.

        Подтверждений святости этих людей много – мироточение икон с их ликами, исцеления болящих, помощь в нуждах. При погребении князя Александра Невского, например, свершилось чудо: князь как живой протянул руку, и сам взял у митрополита разрешительную грамоту, которую влагали в руки усопшим. 

        РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА  —  день, который Церковь установила для торжественного поминовения всех от века преставившихся правосланых христиан.

  • Суббота мясопустная /накануне Великого поста/
  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
  • Радоница
  • Суббота Троицкая

        Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Весьма полезно в памятные дни усопшего подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

        Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. В этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

        «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: сродников моих, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

        Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

        Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

        Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

        От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

        Человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Молитва за усопших — важный, основной долг каждого человека перед своими предками. Наши родственники ждут наших молитв, они нас слышат.

Комментирование запрещено